Основатель айкидо Морихэй Уэсиба, изучив многие виды Будо, отобрал для своей новой системы наиболее эффективные технические приемы из разных школ и направлений боевых искусств. Основными источниками айкидо являются: Кито-рю дзю-дзютцу. Синкаге-рю (школа меча). Ягиу-рю дзю-дзюцу. Дайто-рю дзю-дзюцу.
Айкидо – новейшее боевое искусство Востока, основной принцип которого - использование силы противника против него самого. Поэтому айкидо представляет собой идеальную систему самозащиты, включающую в себя броски, удары, удушающие приёмы и болевые удержания. Техника айкидо характеризуется использованием круговых движений при уходе с линии атаки и для выведения противника из равновесия, а поскольку прикладная цель айкидо - выжить в экстремальной ситуации, то технические приемы направлены, как правило, против наиболее уязвимых частей тела. Философская идея айкидо заключается в том, чтобы показать сопернику, что агрессия бесполезна.
Айкидо – уникальная система самообороны, сочетающая в себе высокую эффективность технических приемов и красоту их исполнения с духом доброжелательности и миролюбия.
В настоящее время айкидо получило широкое распространение во всем мире. Всемирный Центр Айкидо – Айкикай Хомбу Додзе объединяет национальные федерации более 70 стран.
Айкидо развивается с 1931 г., когда Уэсиба Морихэй (1881—1969) создал свой первый додзё — Кобукай — и начал преподавать в нем свои техники и философию. Ассоциация Айкидо (Айкикай) была основана 9 февраля 1948 г. Таким образом, это современная форма будо, приспособленная для нашей эпохи. Помимо приемов самообороны, Уэсиба разработал целый «способ жизни», основанный на идее айки. С ранней юности и очень усердно Уэсиба Морихэй изучал техники дзю-дзюцу, кэн-дзюцу, боя с нагинатой и боя с палкой в стиле дайто-рю. Обнаружив, что все эти техники чересчур окрашены воинственной философией, он задумал уникальную, чисто «оборонительную» систему. Она сочетала в себе решительный настрой, знание анатомии и быстроту реакции при выполнении оборонительных движений против одного или нескольких нападающих. В отличие от дзю-дзюцу, в системе Уэсибы не приняты методы «рукопашного боя» — наоборот, целью является избежать близкого контакта с потенциальным нападающим. Из техник старых дзюцу Уэсиба взял только быстроту и точность движений и решительность ума (кимэ) — по его суждению, это были единственные техники, подходящие для эффективной самозащиты (нагэ) от вооруженного или невооруженного нападения.
Эти техники позволяют свести к нулю силу нападения — не за счет приложения своей собственной силы, а за счет искусного применения ускользания, движений тела (таи-сабаки) и контрприемов, обращающих силу противника (укэ) против него же самого. Уэсиба хотел создать искусство самозащиты, которое было бы не только эффективным и мирным, но и типично японским (в те времена японский национализм был на подъеме и всем иностранным влияниям давался отпор), свободным от «китайских техник» (кэмпо). Его также вдохновляли старые приемы боя на мечах (которые он выполнял без оружия как такового). Таким образом, айкидо стало искусством боя без оружия, которое можно было применять с равным успехом и против вооруженного противника. В своей жизни Уесиба воплотил идеал древних японских мастеров меча: «Ку цу дзин кэн», что можно перевести как «возвращать людей к жизни посредством меча» или «заставить человека понять сущность его истинной природы, отрезав все, что в нем есть плохого». Для Уэсибы «плохим» было все, что противоречило понятию ай: ненависть, желание причинять боль, неумение оценивать себя и других, тщеславие. Меч, в котором нет нужды в мирное время, по его мысли, следовало заменить «мечом ума» — столь же эффективным, но не таким смертоносным.
В своем айкидо он подчеркивал важность достижения гармонии между дыханием (Ки) и телом (таи) в сочетании с природой, но в равной степени он делал упор и на гармонию между умом
В своем айкидо он подчеркивал важность достижения гармонии между дыханием (Ки) и телом (таи) в сочетании с природой, но в равной степени он делал упор и на гармонию между умом (син) и нравственностью (ри); все это и было для него сущностью До, то есть пути самосовершенствования.
Уэсиба мечтал о том, чтобы айкидо стало школой самосовершенствования, основанной на знании тела и ума.
Все упражнения айкидо должны преподавать ученикам урок преодоления психологических и физических барьеров, помогать им дышать согласованно с движениями и давать им ощущение бодрости. Если вы дышите правильно, если ваша поза естественна, совершенно лишена напряжения, то ваше тело лучше снабжается кровью и достигается совершенный физический баланс, центром которого является фокус тяжести всего вашего существа, Хара (или Таидэи). Тогда вы можете предвидеть атакующие движения противника, блокировать или парировать их, не применяя собственную силу, и отбрасывать противника с большой скоростью по кругу, центр которого — в вашей Харе.
Из этого следует, что движения должны выполняться плавно, по перетекающим друг в друга дугам, без разрывов. Когда противник толкает вас, вы парируете поворотом (таи-сабаки), а когда он тянет вас, вы контратакуете путем «вхождения». Техники айкидо делятся на две основные категории: приемы «контроля» (катамэ-вадза) и броска (нагэ-вадза).
В айкидо существует более семисот движений, относящихся к этим двум вадза, причем все они в той или иной степени являются производными от основных ката (форм), состоящих из освобождения от захвата (тэ-ходоки), бросания противника на землю путем давления на его конечности (рофусэ) и обездвиживания его путем давления на суставы (кажэцу-гаэси). В айкидо эти три движения являются основой всех приемов самозащиты.
Некоторые историки боевых искусств производят айкидо от наставлений, которые давались самураям в эпоху Камакура (1185— 1333). Эти фундаментальные учения были кодифицированы Мина-мото-но Йосимицу (1045—1127), знаменитым воином той эпохи.
Члены семьи Такэда из клана Айдзу усовершенствовали эти методы боя (в те времена называвшиеся айки-дзюцу) и установили жизненно важные точки человеческого тела (кюсё), которые должны быть подвергнуты удару (атэми), чтобы противник оказался в вашей власти. Диапазон техник айки-до завершается этими методами поражения слабых точек на теле противника (атэми-вадза) и использования тэ-гатаны и, сюто (руки-меча). К этим фундаментальным техникам были добавлены методы выведения противника из равновесия с использованием приемов кансэцу-вадза, основанных на скручивании суставов конечностей, и методы его обездвиживания (осаэ-вад-за) и, в случае необходимости, удушения (симэ-вадза).
В полный тренировочный курс айкидо иногда входят также приемы работы с палкой, деревянным мечом и ножом (соответственно дзё, бокен и танто).